28.04.2024

Фотовыставка «Лица затопленных деревень» откроется в Иркутске 11 октября

В Иркутске 11 октября в Музее Валентина Григорьевича Распутина откроется фотовыставка «Лица затопленных деревень». Будет представлено двадцать фотопортретов жителей Братского района. Все они – жители населенных пунктов, до конца 50-х годов прошлого века стоявших на берегу Ангары и ее притоков. После строительства ГЭС, заполнение ложа Братского моря, эти населенные пункты оказались на дне водохранилища.

Фото Ольга Хинданова

Сохранить воспоминания об уникальной культуре, сформировавшейся на старой Ангаре со времени заселения этой территории в середине 17 века первыми переселенцами из западных регионов России укладе – такую цель ставила перед собой Автономная некоммерческая организация «Байкал», инициируя проект «Лица затопленных деревень».

«Летом 2023 года, – рассказывает директор АНО «Байкал» Татьяна Швыдченко, – было организовано четыре экспедиции в Братским район. Мы посетили поселки Тэмь, Кобь, Наратай, Куватка, Калтук, Большеокинск. Там мы встречались с людьми, которые в конце 50-х годов стали свидетелями и участниками переселения. Огромную помощь в работе над проектом нам оказала администрация Братского района».

Фото Ольга Хинданова

Один из участников проекта – Галина Степановна Алексеева. Она – бывшая жительница деревню Тепляшино. Деревенька была небольшой, в самые лучшие для неё времена здесь жило не более 120 человек. Тепляшино располагалось на берегу Ангары, на Святинском острове. Совсем рядом, примерно в полкилометре, находилась деревня Святино, еще дальше, примерно на таком же расстоянии – Чупрово. Все три деревни были похожи одна на другую, входили в один колхоз «Ангарские шиверы». В 50-е годы хозяйству дали более привычные для колхозов названия: сначала – имени Хрущева, потом – «Путь Ильича».

Напротив Тепляшино, через протоку, находился остров – Чистый. Напротив Святино – остров Киреч.

– Мошка была такая, что днем коровы не паслись, прятались от гнуса, – рассказывает Галина Алексеева. – На пастбища коровы выходили по ночам, и то приходилось мазать им вымя дегтем, чтобы сильно их не кусали. Они через протоку добирались до острова Киреч и там паслись. Колхозное стадо перевозили на Чистый, и там оно находилось все лето.

В Тепляшино была своя школа-четырехлетка. Кто хотел продолжать учебу дальше, приходило ездить в село Лучиха. Оно находилось недалеко, но добираться до него – целый квест. Сначала дети пересекали Ангару до села Распутино. Зимой – по льду, осенью и поздней весной – на лодках. В Распутино останавливался поезд, стоял минуты две. На нем нужно было добираться до Лучихи.

Галина Степановна помнит, как начались разговоры о скором затоплении и необходимости переезда. Многие сами ездили, выбирали, куда переехать. «Наша семья выбрала Наратай. Почему – не знаю. Я в это время жила у старшей сестры, в Заярске. Работала в столовой. Могу сказать, что в Наратай переехали многие. До сегодняшнего времени здесь сохранилось шесть домов из нашего Тепляшино».

В Наратае Галина Степановна устроилась почтальоном. Во многом случайно – на место девушки, которая вышла замуж за леспромхозовского парня и сменила место жительства. Но эта работа оказалась Галине Степановна по душе. На почте она проработала более 60 лет – с 1961 по 2012 год.

Сейчас она на пенсии. В Наратае до сих пор живут другие переселенцы из Тепляшино и Святино, так что Галине Степановне есть с кем вспомнить жизнь на старой Ангаре.

Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов

Сообщение Фотовыставка «Лица затопленных деревень» откроется в Иркутске 11 октября появились сначала на Иркутск Сегодня.