03.05.2024

Совместное воспитание детей: предлагаемые поправки в Семейный кодекс РФ

Наталья Ключевская

© IgorVetushko / Фотобанк Фотодженика

В этом материале:

  • Предлагаемые поправки в Семейный кодекс РФ
  • Предлагаемые поправки в Уголовный кодекс РФ 

Материнство и детство, семья являются в России конституционными ценностями и находятся под защитой государства. Об этом прямо говорится в ст. 38 Конституции Российской Федерации. Там же содержится постулат, согласно которому забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Эти идеи развиваются и в ч. 4 ст. 67.1 Основного закона страны, где подчеркивается, что дети и семейное воспитание являются важнейшим приоритетом государственной политики.

Одним из базовых положений Семейного кодекса, нацеленного в том числе на укрепление семьи, построение семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, является норма о том, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей. Но, как показывает практика, зачастую у родителя, который не проживает со своим ребенком, возникают проблемы в части определения порядка и времени общения с ним – нередко даже в случае, когда такой порядок установлен судом, второй родитель всячески препятствует общению с ребенком.

В целях решения этой и других проблем была разработана общественная инициатива № 77Ф104340 «Закрепление паритетного (совместного) воспитания детей в СК РФ»1, которая 11 июля 2023 года появилась на портале Российских общественных инициатив. Необходимость ее принятия авторы связывают с тем, что в Семейном кодексе РФ отсутствуют четкие принципы, закрепляющие паритетное совместное и равное воспитание ребенка после развода родителей. В связи с этим предлагаются точечные поправки в отдельные статьи кодекса, а также сопутствующие изменения в некоторые нормы Особенной части Уголовного кодекса.

Поправки в Семейный кодекс РФ

Во-первых, предлагается скорректировать порядок осуществления родительских прав каждым родителем в период проживания одного из них отдельно от ребенка. В частности, при отсутствии соглашения родителей по этому вопросу предполагается устанавливать режим совместного воспитания с проживанием ребенка поочередно с каждым своим родителем в равной по сроку доле. Причем по требованию родителей или одного из них суд сможет при наличии уважительных причин изменить режим совместного воспитания, установив другой порядок осуществления родительских прав каждым родителем в период проживания одного из них отдельно от ребенка – но на срок, не превышающий 18 месяцев. К тому же при повторном уклонении виновного родителя от исполнения вступившего в силу решения суда о порядке осуществления родительских прав второй родитель сможет инициировать в судебном порядке восстановление своих нарушенных прав или нарушенных прав ребенка. По требованию этого родителя суд должен будет изменить порядок осуществления родительских прав таким образом, чтобы ребенок проживал с этим родителем. Также суд сможет вынести решение об ограничении родительских прав виновного родителя, повторно уклонившегося от исполнения вступившего в силу судебного решения о порядке осуществления родительских прав, на срок до полугода. Вместо органов опеки и попечительства суд будет разбираться и в разногласиях между родителями по вопросам, касающимся воспитания и образования совместного ребенка.

  С практикой применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав, можно ознакомиться в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44, размещенном в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Во-вторых, родителю, проживающему отдельно от ребенка, планируется предоставить больше прав по информированию от другого родителя. Речь идет об уточнении периодичности информирования – авторы инициативы считают, что получать актуальную информацию родитель может ежедневно – это касается сведений о местонахождении ребенка и состоянии его здоровья. Также они полагают, что нелишним будет установить возможность получения отдельно проживающим родителем информации не только из образовательных, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций, но и из любых других организаций и от лиц, под наблюдением которых находится ребенок, а также получения данных о ребенке из МВД России. Право оспорить в судебном порядке отказ в предоставлении соответствующей информации планируется сохранить.

В рамках корректировки порядка осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в кодексе может появиться и норма о праве родителя, место фактического проживания которого отличается от места фактического проживания его ребенка, на общение с ним, в том числе посредством телекоммуникационных устройств, право на участие в воспитании ребенка и в решении вопросов получения им образования и медпомощи, в том числе через электронное взаимодействие с образовательными и медицинскими учреждениями, если такая возможность предусмотрена законодательством. При этом сохранится норма о том, что родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению другого родителя со своим ребенком – она дополнится аналогичным указанием в отношении других лиц, с которыми находится ребенок, и упоминанием об ответственности за нарушение этого требования.

Согласно таблице предлагаемых поправок родители (один из них) будут вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных родительских прав, а для пресечения противоправных деяний, затрагивающих их родительские права и (или) права их ребенка, – в МВД России и к прокурору. В свою очередь, у лица из числа родственников ребенка появится право обратиться в суд за защитой права ребенка от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заменяющих. При наличии на то оснований суд сможет принять решение об ограничении родительских прав родителя, с которым проживает ребенок, с передачей ребенка другому родителю, если он не ограничен в родительских правах или не лишен их.

Если же оба родителя окажутся ограниченными в родительских правах, суд при наличии соответствующего требования от лица из числа родственников ребенка должен будет назначить его лицом, заменяющим родителя ребенка, на срок до полугода. А вот инициировать дело о лишении родительских прав смогут только прокурор и госорганы, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей. В настоящее время подать соответствующее заявление может также один из родителей или лица, их заменяющие.

ВАЖНО!

Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например, создание препятствий к получению ими общего образования, вовлечение в занятие азартными играми, склонение к бродяжничеству, попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ, потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ, вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности (подп. «в» п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав.

Кроме того, предлагается скорректировать перечень вопросов, разрешаемых судом при расторжении брака в судебном порядке в случае, если между супругами не достигнуто соглашение о том, с кем из них будут проживать несовершеннолетние дети, в каком порядке и в каком размере будут выплачиваться средства на содержание детей и т. п. (п. 2 ст. 24 Семейного кодекса РФ). По мнению авторов инициативы, суд должен по требованию супругов (одного из них): установить с учетом требований, предусмотренных п. 3 ст. 65 Семейного кодекса РФ, порядок воспитания несовершеннолетних детей после развода с определением порядка проживания с каждым из родителей; определить с учетом требований, предусмотренных ст. 81 Семейного кодекса РФ, в каких размерах с родителей взыскиваются алименты на их детей.

По замыслу авторов поправок, в п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ должна появиться оговорка о том, что право на совместное проживание ребенка со своим родителем может быть временно ограничено судом только в случаях, когда это создает угрозу праву ребенка на жизнь, нарушает его право на охрану здоровья и медицинскую помощь, либо ущемляет его право на образование. Другие обстоятельства не могут являться для суда основанием для ограничения права ребенка на совместное проживание со своим родителем.

Что касается обеспечения органом опеки и попечительства права ребенка на воспитание в семье, которое сейчас предусмотрено при отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения, инициативой предлагается оставить такое обеспечение только для случаев отсутствия родителей. В п. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ предлагается закрепить правила для иных ситуаций – так, в случае смерти обоих родителей, при лишении (ограничении) обоих родителей ребенка их родительских прав (а также в случае смерти или лишения (ограничения) родительских прав единственного родителя) планируется предоставлять преимущественное право на воспитание ребенка, защиту его прав и законных интересов, на определение его места жительства лицу из числа его родственников, к которым относятся:

  • совершеннолетние полнородные и неполнородные братья и (или) сестры ребенка;
  • родственники по прямой восходящей линии (дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки);
  • совершеннолетние полнородные и неполнородные братья и (или) сестры родителей ребенка, их совершеннолетние дети (двоюродные братья и сестры ребенка).

Предполагается, что при возникновении спора между родственниками за право воспитывать ребенка, оставшегося без попечения родителей, вопрос об определении порядка воспитания ребенка будет решаться судом по месту фактического нахождения ребенка. И только в случае отказа родственников от воспитания ребенка, оставшегося без попечения родителей, полномочия по обеспечению его права на заботу и воспитание перейдут к органам опеки и попечительства.

Более того, планируется разрешить временное проживание ребенка у совершеннолетних родственников из вышеуказанного списка с письменного согласия обоих родителей. Однако в случае раздельного проживания родителей такое согласие потребуется удостоверять нотариально. Если поправки одобрят, то при раздельном проживании родителей ребенок будет иметь право на общение с каждым из них и со всеми указанными родственниками. То же право будет у него в случае проживания родителей и родственников в разных государствах. Соответствующие предписания могут появиться в п. 1 ст. 55 Семейного кодекса РФ.

Часть предлагаемых поправок касается порядка смены имени и фамилии ребенку. В частности, планируется исключить из этого процесса орган опеки и попечительства (напомним, в настоящее время именно этот орган может разрешить сменить имя или фамилию ребенку до 14 лет по совместной просьбе его родителей). Согласно поправкам изменение имени ребенку, не достигшему возраста 14 лет, а также изменение присвоенной ему фамилии на фамилию другого родителя должен производить орган ЗАГС в личном присутствии обоих родителей по их совместному заявлению. При этом перемена имени или фамилии будет подлежать госрегистрации.

Если же между раздельно проживающими родителями имеется спор относительно изменения имени или присвоения ребенку фамилии одного из родителей, то родитель сможет обратиться в суд, который, к слову, наделяется правом принять решение об изменении имени или фамилии ребенка даже без согласия второго родителя – но исключительно в случае, если этот родитель был признан судом недееспособным. В иных случаях родители смогут выразить свое согласие на изменение имени или фамилии ребенка либо лично в судебном заседании, либо направив в суд нотариально удостоверенное письменное согласие. Напомним, по действующему законодательству полномочия по решению этого вопроса имеют органы опеки и попечительства, а список оснований для неучета мнения второго родителя гораздо шире – помимо признания недееспособным, он включает также невозможность установления его места нахождения, лишение родительских прав, уклонение без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка (п. 2 ст. 59 Семейного кодекса РФ).

Поправками также предусмотрены:

  • возможность изменения судом фамилии ребенка на фамилию матери, если ребенок рожден вне брака, а отцовство в законном порядке не установлено – сейчас этот вопрос решается при участии органа опеки и попечительства;
  • увеличение возраста, с которого требуется согласие самого ребенка на изменение его имени или фамилии, – с 10 до 14 лет.

Кроме того, планируется расширить положения п. 1 ст. 61 Семейного кодекса РФ, который закрепляет равенство прав и обязанностей родителей в отношении своих детей. В случае одобрения поправок в указанной норме появятся указания на невозможность выехать с ребенком за пределы России без письменного согласия другого родителя. Письменное согласие второго родителя потребуется и для: смены имени или фамилии ребенка; изменения его места жительства; выезда ребенка за пределы муниципального образования, в котором он постоянно проживает, на срок более одной недели; смены детского сада, школы или поликлиники; допуска третьих лиц, не являющихся родственниками ребенка, до совместного проживания с ним. Более того, в случае раздельного проживания родителей согласие необходимо будет удостоверять нотариально. А за нарушение этих требований последуют санкции.

Наконец, авторы общественной инициативы предлагают:

  • актуализировать перечень оснований для лишения родителя родительских прав;
  • конкретизировать процедуру рассмотрения судебных дел о лишении родительских прав – например, в части извещения истца, родителей ребенка, еще как минимум трех родственников, органа опеки и попечительства, а также права суда рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие;
  • систематизировать основания для временного (на срок до полугода) ограничения родителя в родительских правах – это относится к случаям, когда родитель уклоняется от выполнения обязанности по содержанию ребенка, допустил нарушение права ребенка на образование, на охрану здоровья и медпомощь, отказывается без уважительных причин взять своего ребенка из роддома или иной медицинской, образовательной организации, организации соцобслуживания или из аналогичных организаций, а также в случае повторного уклонения виновного родителя от исполнения вступившего в силу решения суда о порядке осуществления родительских прав. Согласно поправкам ограничение родительских прав допускается и тогда, когда родитель по решению суда, вступившего в законную силу, осужден к лишению свободы и находится в местах отбывания наказания;
  • изменить состав лиц, которые могут предъявить иск об ограничении родительских прав – сейчас такое право есть у родственников ребенка, органов и организаций, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних, дошкольных образовательных, общеобразовательных и иных организаций и у прокурора, этот список планируется сузить до родственников ребенка, госорганов, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей, и прокурора;
  • предусмотреть возможность обжалования в суде отказа в предоставлении согласия на контакты с ребенком родителем, родительские права которого ограничены;
  • установить право суда отказывать в удовлетворении иска родителя об отмене ограничения в родительских правах при наличии достаточных оснований полагать, что родитель с момента ограничения его в родительских правах не изменил поведения, образа жизни и отношения к воспитанию ребенка;
  • скорректировать порядок действий при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью – в части действий при непосредственной угрозе жизни ребенка и его здоровью, при чрезвычайной ситуации, в случае угрозы жизни или здоровью ребенка вследствие совершения противоправного деяния со стороны неустановленного лица, а также в случае, если ребенок нуждается в медпомощи;
  • ввести запрет на принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка;
  • установить обязанность органа опеки и попечительства обеспечить временное устройство ребенка у родственника, выразившего в письменной форме согласие на временное проживание совместно с ребенком, если в результате лишения родительских прав ребенок остался без попечения родителей или лиц, их заменяющих, – только при отсутствии таких родственников или в случае их отказа от воспитания ребенка последний должен передаваться на попечение органа опеки и попечительства;
  • установить обязанность органов опеки и попечительства обеспечить ребенку, в отношении которого родителем было совершено противоправное деяние, угрожающее его жизни или здоровью, в результате чего он остался без попечения, временное устройство у лица из числа родственников ребенка, а при отсутствии таких родственников или невозможности их прибытия в место фактического нахождения ребенка – временное устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (о помещении ребенка в такую организацию орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, к нему же нужно будет обратиться в течение 14 дней с заявлением об ограничении родительских прав виновного в противоправном деянии родителя и второго родителя, если он без уважительных причин отказывается забрать ребенка из указанной организации, в случае отказа родственников от временного устройства ребенка у себя);
  • увеличить с полугода до года срок, после которого возможно усыновление ребенка в случае лишения обоих родителей родительских прав, и т. п. 

Поправки в Уголовный кодекс РФ

Помимо изменений в Семейный кодекс РФ общественная инициатива предусматривает несколько корректировок норм Особенной части УК РФ. Эти поправки касаются таких составов преступления, как похищение человека, незаконное лишение свободы, неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Так, планируется:

  • дополнить примечание ст. 126 УК РФ указанием на то, что похищение родителем, не лишенным родительских прав, своего несовершеннолетнего ребенка не считается преступлением и не подлежит квалификации по ст. 126 УК РФ;
  • включить в ст. 127 УК РФ примечание, согласно которому не образуют состава преступления, заключающегося в незаконном лишении человека свободы, не связанном с его похищением, деяния родителя, не лишенного родительских прав, по отношению к своему несовершеннолетнему ребенку;
  • исключить родителей из перечня субъектов преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, связанного с неисполнением обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего ребенка, а также дополнить эту статью примечанием, закрепив в нем, что не образуют состава преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, деяния родителя, не лишенного родительских прав, по отношению к своему несовершеннолетнему ребенку;
  • декриминализировать преступление, связанное с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, – авторы инициативы считают, что для этого деяния достаточно административных наказаний, установленных в ст. 5.35.1 КоАП (напомним, за такое правонарушение предусмотрены санкции в виде обязательных работ на срок до 150 часов, административный арест от 10 до 15 суток, а для лиц, в отношении которых не могут применяться обязательные работы или административный арест, – штраф в размере 20 тыс. руб.).

 

***

Ожидается, что рассматриваемые поправки не только помогут повысить ответственность родителей за своих детей, но и будут способствовать увеличению рождаемости. «Люди чаще будут вступать в брак и охотнее рожать, зная что ребенка никто потом не отнимет и не ограничит общение с ним», – подчеркивают авторы инициативы в обосновании ее практических результатов. Они считают, что изменения косвенно будут способствовать также укреплению духовной связи между ребенком и родителем, укоренению понятий «мой ребенок» и «моя семья», «мама» и «папа», а также предотвращению возможных психологических травм и неврозов у детей, вызванных разводом и тем, что у них фактически отнимают маму или папу или запрещают общаться со вторым родителем, проживающим отдельно.

К слову, 15 июля на портале РОИ появилась еще одна инициатива № 77Ф1084772, касающаяся содержания детей. Так, предлагается обязать обоих родителей в случае развода вносить обязательный платеж на специальный счет, к которому у детей будет ограничен доступ до 18 лет.

Как указывается в Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года, утв. Указом Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358, Российская Федерация признает детство важным этапом развития человека и исходит из необходимости создания безопасных условий для реализации прав и законных интересов ребенка, подготовки детей к полноценной жизни в обществе, защиты их от факторов, негативно влияющих на физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Неслучайно в целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства был принят Указ Президента РФ от 29 мая 2017 г. № 240, которым период с 2018 по 2027 годы объявлен в стране Десятилетием детства. Поэтому любые инициативы, направленные на защиту детей и ценностей их семейного воспитания в настоящее время особо актуальны.

Напомним, проголосовать за инициативы, размещенные на портале РОИ, может совершеннолетний гражданин РФ, зарегистрированный на портале госуслуг. Голосование за поправки о закреплении паритетного (совместного) воспитания детей в Семейном кодексе РФ завершится 11 июля 2024 года, а за поправки, касающиеся алиментов на детей, – 15 июля следующего года. Если они наберут более 100 тыс. голосов в поддержку, то будут направлены в экспертную группу федерального уровня для принятия решения о мерах по их реализации. На момент опубликования материала за первую инициативу уже отдано более 1900 голосов, а за вторую – 138 голосов.

_____________________________

1 С текстом общественной инициативы № 77Ф104340 «Закрепление паритетного (совместного) воспитания детей в СК РФ» и материалами к ней можно ознакомиться на официальном портале Российских общественных инициатив.
2 С текстом общественной инициативы № 77Ф108477 «Введение обязательного платежа алиментов от обоих родителей на специальный счет до 18 лет детей с ограничением доступа к средствам» и материалами к ней можно ознакомиться на официальном портале Российских общественных инициатив.

Теги: дети, защита детей, инициативы, семья, социальная сфера, физлица

Источник: ГАРАНТ.РУ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Comments links could be nofollow free.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.