29.03.2024

Наталья Москвина: Пойти учиться на помощника машиниста меня подтолкнул кризис

Хрупкая и скромная молодая женщина из Иркутска, в бывшем контент-менеджер с дипломом зооинженера, стала первой женщиной на ВСЖД, обучающейся на помощника машиниста. Наталья уже побывала в нескольких рейсах пригородных поездов с локомотивными бригадами, где попробовала себя в новой роли – помощника машиниста. До недавних пор эту профессию считали исключительно мужской.

Наталья проходит обучение специальности в Лихоборском подразделении УЦПК, созданного на базе МУ Центральной дирекции моторвагонного подвижного состава. Программа рассчитана на 24 недели и включает теоретические и практические занятия. А работать она планирует в Иркутске.

Наталья Москвина: Пойти учиться на помощника машиниста меня подтолкнул кризис
Фото предоставлено ВСЖД

Чтобы стать самостоятельным помощником машиниста, Наталье нужно закончить обучение в столице, сдать экзамены и завершить практику. Это ее ждет уже в феврале. По окончанию ей выдадут свидетельство о приобретении новой профессии. В начале марта Наталья планирует вернуться из столицы и уже к апрелю выйти на линию как подготовленный профессионал. ИА “Иркутск Сегодня” узнала у иркутянки, что сподвигло ее пойти учится на помощника машиниста, как ей дается этот нелегкий труд, а также о дальнейших планах первооткрывательницы.

Наталья, сколько вам лет и откуда вы родом?

Мне 32 года. Я родилась в Ангарске, но проживаю в Иркутске. В столице региона я хотела жить всегда, снимала квартиру с 2014 года, а потом взяла ипотеку и теперь считаю Иркутск родным.

Как давно вы работаете на РДЖ?

На РЖД я не работала никогда. Это новая для меня сфера деятельности. Я получила высшее образование, закончив сельскохозяйственную академию по специальности зооинженера. По профессии отработала всего 2,5 года, затем ушла в другие отрасли. Моя должность на последнем месте работы – контент-менеджер. Сперва я делала описание товаров и интернет-презентации, занималась наполнением сайта с товарами из Японии, потом делала тоже самое, только для компании по продаже гидравлического оборудования.

У Вас была интересная “не пыльная” работа, что подтолкнуло к решению освоить новую непростую и такую не популярную среди женщин профессию как помощник машиниста?

Пойти учиться на помощника машиниста меня подтолкнул кризис. Я попала под сокращение в марте 2020 года в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране. До июля нигде не была трудоустроена, потом обратилась в центр занятости, где мне тоже ничего предложить не смогли. В июле 2020 года увидела объявлении о наборе на курсы. Позвонила на горячую линию и узнала, как можно на них попасть. Мне дали контакты ВСЖД, я созвонилась и получила приглашение приехать в офис с документами на собеседование.

Значит на курсы может прийти любой желающий? Какие требования предъявляли кандидатам?

Да, любой. Требование были следующие: наличие законченного среднего образования и возраст старше 18-ти лет.

Много желающих кандидаток было поехать на обучение в Москву?

Кроме меня желающих не было. Я была единственным кандидатом из Иркутска. Но если брать в целом тех, кто уже проходил обучение, то наш курс является уже третьим по счету. Сперва курсы прошли в Екатеринбурге и Санкт-Петербурге. На сегодняшний момент я знаю еще о нескольких женщинах из Иркутска, которые пришли после меня, но на каком этапе они сейчас я не знаю.

Сколько человек с вами обучается на курсе в Москве?

Семь женщин и семь мужчин. В основном они все из Москвы и области, но есть и такие как я – из регионов.

Расскажите об основных обязанностях помощника машиниста.

Помощник машиниста обязательно должен знать устройство электропоезда и какие у него могут быть неисправности. Осуществлять приемку и сдачу поезда. Производить закрепления с помощью тормозных башмаков. На пути следования иногда приходится устранять какие-то неисправности в сопровождении машиниста. Но есть и такие, с которыми может справиться и сам помощник. Также в обязанности помощника входит проход по поезду в пути следования. Он всегда должен знать, все ли в порядке в технической части. Нет ли каких-то посторонних шумов, запахов, правильная ли температура в салоне. Помощник следит даже за тем, чтобы в салоне не было беспорядков, драк и различных междоусобиц. В случае какой-то критической ситуации сотрудник должен вызвать полицию на ближайшей станции. Немаловажная обязанность – соблюдать регламент переговоров с машинистом. Обращать его внимание на различные факторы, влияющие на безопасность движения. В целом помощник обязан следить за состоянием состава, пути, машиниста и пассажиров. Проявлять внимательность и бдительность.

Таким образом, круг ответственности очень широк и лежит на локомотивной бригаде всего из двух человек: машиниста и помощника.

Сложная профессия…

В первую очередь в этой профессии важна внимательность, хорошая память, ответственность, знания. И хотя любая работа этого требует, в нашем случае ошибки могут иметь серьезные последствия. Допускать их нельзя.

Наталья Москвина: Пойти учиться на помощника машиниста меня подтолкнул кризис
Фото предоставлено ВСЖД

Как Вы думаете, почему женщинам разрешили выполнять работу, которая раньше считалась мужской?

Раньше она мужской не считалась. До 70-х годов женщины водили даже тепловозы и электровозы, затем это перестало практиковаться. Власти посчитали, что эта профессия может негативно влиять на репродуктивное здоровье женщин. Но я считаю, что нет таких профессий, которые можно разделить на женские и мужские. Каждый волен браться за то, что ему по силам. И женщина, и мужчина, будучи зрелыми и здравомыслящими сами способны оценивать риски в той или другой направленности и сами должны решать, чем им заниматься. Касательно женщин – мы всегда справлялись и продолжаем справляться и с большими трудностями, чем обязанности профессии машиниста в плане психического и физического труда.

Расскажите о физическом труде в вашей будущей профессии?

Помощнику машиниста приходится прилагать много физических усилий, чтобы выполнять свои обязанности. Сперва нужно немало побегать при приемке поезда. Затем весь пусть приходится стоять рядом с машинистом и наблюдать за дорогой и приборами. Также продувание питательной магистрали перед отправкой поезда – занятие не из легких. Ее нужно крепко держать, чтобы тебя не унесло вместе с ней. Закрепление тормозных башмаков и их переноска требуют определенных усилий, они сделаны из металла и имеют достаточный вес. Но все это не кажется слишком тяжелой работой в сравнении с тем, как, например, поднимать коляску с ребенком на высокий этаж или носить полные сумки продуктов из магазина. Это вполне посильный труд.

Вы гордитесь тем, что являетесь первой женщиной – помощником машиниста в регионе?

Нет, никакой гордости нет. Я не стремилась быть первой, мне просто хотелось попробовать себя в этом. На самом деле ажиотаж вокруг моей персоны в связи с этим мне не очень по душе. СМИ обращалось ко мне уже во время учебы. Для меня такое внимание не привычно, но я справляюсь.

Как изменилась ваша жизнь с тех пор как вы пошли обучаться новой профессии?

Моя жизнь изменилась кардинально. Ранее я не представляла, какого работать по сменному графику не представляла себя в такой роли. Это совершенно новые ощущения, но я привыкаю и адаптируюсь к этому. Пока мне все нравится. В свою последнюю практику перед учебой, которая начнется уже 2 февраля, я поймала себя на мысли о том, что уже скучаю по этой работе. Для меня это интересно и увлекательно – то чего я хотела.

Какой у Вас был график во время практики?

Две смены: дневная и ночная, а затем два дня отдыха. Дневная смена начинается ранним утром и заканчивается ночью. Ночная смена начинается во второй половине дня  и заканчивается  утром.

Как складываются взаимоотношения с коллегами?

В бригаде, где я проходила практику, у меня сложились ровные рабочие отношения. Все профессионалы своего дела и стараются максимально передать мне свой опыт. Иногда меня как девушку жалели в плане каких-то поручений требующих физических усилий, но это единичные случаи. В целом, я считаю, бригада относилась ко мне как относилась бы к дублеру мужского пола.

У вас есть семья, дети? Родные поддерживают ваш выбор?

Я не замужем и детей у меня нет. Пока я не планирую заводить семью. Родные – мама и сестра – поддерживают меня. Никто окружения не высказался против моего выбора.

Чего Вы бы пожелали тем, кто захочет пройти Ваш путь до помощника машиниста?

Прежде всего, нужно четко представлять себе, что такое быть помощником машиниста. Осознавать объём необходимых знаний, обязанностей. Представить работу в сменном графике и оценить достаточно ли сильно желание работать в этой сфере.

Расскажите о дальнейших карьерных планах?

После освоения профессии помощника машиниста в перспективе есть возможность отучиться на право управления и стать машинистом. Я хочу этого и планирую добиться поставленных целей.

Вы планируете работать именно в Иркутске? Почему?

Я сама хочу работать в Иркутске, но если отправят в командировку куда-то, придется ехать. На постоянной основе мне бы хотелось работать именно в нашем регионе. Мы ездили по маршрутам от Черемхово до Слюдянки и я получала большое удовольствие, глядя на красоту родного края. Будучи на учебе в Москве 3,5 месяца я особенно остро почувствовала, как мне не хватает малой родины, очень скучала.

Вы пример для многих женщин. Хотелось бы, чтобы все ваши карьерные планы реализовались, а новая деятельность также и в дальнейшем приносила радость и удовлетворение.

Спасибо. На самом деле я чувствую ответственность перед теми женщинами, которые смотрят на меня. Я должна доказать им и самой себе, что нет ничего невозможного. А если смогу я, то смогут и другие.

Екатерина Калмыкова. “Иркутск Сегодня”

Сообщение Наталья Москвина: Пойти учиться на помощника машиниста меня подтолкнул кризис появились сначала на Иркутск Сегодня.