1.12.2018, 17:24

Урезали ли бюджет 2019 года на здравоохранение в Иркутской области

Урезали ли бюджет 2019 года на здравоохранение в Иркутской области

Еще 19 ноября на сайте Уполномоченного по правам человека в Иркутской области, Виктор Игнатенко в своем заключении на проект областного бюджета на 2019 год указал на недопустимость уменьшения бюджетных расходов на здравоохранение в области. По его информации, в проекте областного бюджета на 2019 год, который внесен в Законодательное Собрание области, планируется в целом сократить финансирование здравоохранения на 1,2 миллиарда рублей (уменьшение в сравнении с 2018 годом на 9,9%).

Однако, уже 20 ноября, как сообщается на сайте правительства области, заместитель Председателя Правительства Иркутской области Валентина Вобликова пояснила, что в сравнении с первоначально принятым бюджетом Иркутской области на 2018 год в проекте бюджета 2019 года расходы на здравоохранение уже увеличены на почти на 1 миллиард 280 миллионов рублей.

И что планируемые расходы на здравоохранение только областного бюджета (без средств федерального бюджета), уже более чем на 60 миллионов рублей больше уточненного в октябре 2018 года областного бюджета. После корректировок бюджета 2018 года первоначально заложенные расходы на здравоохранение увеличились более чем на 2,5 миллиарда рублей, преимущественно за счет федеральных средств.

Она также отметила, что в 2018 году были значительные вливания денежных средств по отдельным направлениям, например, на покупку автомобилей скорой медпомощи (более 200 миллионов рублей). В 2019 году парк машин «скорой» планируется обновлять по 10-15 штук в год. Подобная ситуация была и покупкой сложного дорогостоящего оборудования, «разовые» расходы на которое составили более 250 миллионов рублей.

Однако, 23 ноября, Виктор Игнатенко в эфире Радио «КП-Иркутск» рассказал о бюджетном недофинансировании здравоохранения.
Главной хронической болезнью в финансировании здравоохранения в Иркутской области Виктор Игнатенко назвал дефицит Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области (далее – ТПГБМП).

Этот дефицит, по заключению Контрольно-счетной палаты Иркутской области в 2019 году составит 3 миллиарда рублей. По итогам текущего 2018 года этот дефицит ожидается в размере 2,5 миллиарда рублей.

Получается, что в 2019 году здравоохранение Иркутской области будет недофинансировано на 3 миллиарда рублей. Это даже на полмиллиарда рублей больше, чем в этом году.

Виктор Игнатенко согласился с замечанием заместителя председателя Правительства Иркутской области Валентины Вобликовой о том, что к запланированным расходам на финансирование областной программы «Развитие здравоохранения» планируется в 2019 году добавить из федерального бюджета 1,2 млрд. руб., и по этой причине падения уровня финансирования программы «Развитие здравоохранения» в следующем году не произойдет. Однако это кардинально не улучшает ситуацию с финансированием здравоохранения.

«Даже если сохранить в 2019 году уровень бюджетного финансирования здравоохранения на уровне 2018 года или даже на немного большем уровне, заложенное в проекте областного бюджета недофинансирование здравоохранения на 3 миллиарда рублей всё равно остается. И это очень плохо, так как означает, что у нас в области финансово не обеспечивается конституционное право граждан на охрану здоровья в полном соответствии с требованиями, установленными в соответствующих нормативах и стандартах», – отметил Виктор Игнатенко.

Выступая в радиопередаче, Виктор Игнатенко привел конкретные примеры существенного недофинансирования здравоохранения по отдельным статьям проекта бюджета, что создает, по его мнению, серьезные риски нарушения конституционного права граждан на охрану здоровья в будущем году.

Так, в проекте областного бюджета на 2019 год предусматривается профинансировать расходы на питание пациентов в больницах только на 57,8% от потребности – недофинансирование по этой статье, исходя из действующих норм питания и утвержденных стандартов оказания медицинской помощи, составляет 215 миллионов рублей. А это означает, что стоимость питания одного пациента в сутки в бюджетном учреждении здравоохранения в 2019 году составит 127,4 рубля (в 2018 году – 134,1 рубля). А по нормативам кормить пациентов надо примерно на 250 рублей в сутки.

В проекте бюджета предлагается в 2019 году сократить финансирование обеспечения медикаментами медицинских организаций на 24 миллиона рублей. При этом расходы по этой статье планируется в будущем году профинансировать только на 45% от нормативной потребности. При таком подходе стоимость медикаментов на один койко-день, в среднем, в казенных учреждениях здравоохранения уменьшится с 78,4 рубля в 2018 году до 74,3 рубля в 2019 году, а в бюджетных учреждениях уменьшится со 140,2 рубля в 2018 году до 133,6 рубля в 2019 году. В строгом соответствии с требованиями стандартов оказания медицинской помощи стоимость медикаментов на один койко-день должна быть выше минимум в два раза. Таким образом, для обеспечения медикаментами учреждений здравоохранения в 2019 году дополнительно требуется около 597 миллионов рублей.

Льготное обеспечение лекарствами отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Иркутской области от 17.12.2008 проектом областного бюджета финансово обеспечено только на 80% от нормативной потребности. При этом финансирование по этой статье в 2019 году срезается на 58,7 миллиона рублей в сравнении с 2018 годом.

Не в полном объеме в проекте бюджета на 2019 год заложены средства на заработную плату медицинских работников – не хватает 67,6 миллиона рублей.

«Я понимаю, что я говорю неприятные вещи для руководителей Правительства Иркутской области. Но у меня работа такая – честно и объективно, никого не боясь и ничего не утаивая, не только говорить о проблемах в финансировании здравоохранения, но и добиваться исправления ситуации в этом вопросе. Сегодня только ленивый не критикует медицину, но сегодня медицина нуждается не только в справедливой критике, но и в финансовой помощи», – отметил Виктор Игнатенко в радиоэфире.