В Иркутске продолжаются рейды по выявлению и привлечению к ответственности «обочечников»

В Иркутске продолжаются рейды по выявлению и привлечению к ответственности «обочечников»
Фото: ГУ МВД России по Иркутской области

В Иркутске сотрудники ГИБДД продолжают проводить рейды по выявлению и привлечению к ответственности так называемых «обочечников».

Обочечники – это особая группа водителей, которых объединяет крайняя степень неуважения к соседям по дороге. Своё название они получили за весьма неприятное для окружающих хобби - объезд пробок по обочинам.

Пробки возникают там, где на дороге по какой-либо причине образуется узкое место. Летом на популярных направлениях или в отдельные часы, когда основная масса автомобилистов возвращается в места своего постоянного проживания, часто образуются автомобильные пробки.

Рано или поздно у особо одарённых личностей лопается терпение и, они лезут на обочину (особенно, если состояние обочины это позволяет) - типа быстро проскочить затор и доехать до места. Мотивация у таких товарищей очень проста: «я тороплюсь». То, что все окружающие торопятся ничуть не меньше торопыги, во внимание не принимается. Причём, что любопытно, несмотря на внешнее сходство обочечников с человеком разумным (две руки, две ноги, прямохождение, относительно связная речь, наличие на них одежды и, нередко, довольно дорогое авто под задницей), логическое мышление у этих людей редуцировано до уровня рефлексов: «я хочу». Некоторые, более развитые в интеллектуальном отношении, объясняют свои действия так: «ну я быстро же проскочу и никому почти не помешаю».

Наиболее часто обочечники появляются летом за городом. Вообще-то пробка ничем не отличается от обычной очереди в магазине или каком-либо учреждении. Представьте себе, вы стоите в очереди, а мимо вас сплошным потоком движутся вперед какие-то непонятные граждане. Но в магазине таких быстро успокоят.

Отношение окружающих к обочечникам меняется. Многие водители перестают пускать их в основной поток.

Какой же вред от обочечников?

В первую очередь, это пыль из-за которой людям, законопослушно едущим в пробке, приходится дышать. На обочинах, и, это естественно, много камней, которые летят в стекла и борта автомобиля. Это и торможение потока автомобилей, когда обочечники начинают массово вклиниваться в основной поток.

Как пишет «Российская газета» Верховный суд России разрешил не уступать дорогу автомобилям, которые движутся по обочинам. Поскольку езда по обочине запрещена в принципе, то при любом столкновении будет виноват тот, кто ехал по краю.
Такой вывод можно сделать из постановления Верховного суда России в отношении гражданина Р. из Самарской области. Еще в 2014 году он попал в аварию в одном из сел области - поворачивал налево и столкнулся с машиной, ехавшей по обочине. ГИБДД решила, что виноваты оба и наказала и того, и другого. Одного за то, что двигался по обочине. Другого за то, что нарушил базовый принцип: уступи помехе справа. Это должно быть автоматическим рефлексом у каждого водителя. Правда, тот, что поворачивал, легко отделался - только предупреждением. Но раз вина была признана обоюдной, он терял и на страховых выплатах, и повысил себе ставку по ОСАГО. Так что следующий полис пришлось бы покупать по более высокой цене. Поэтому вопрос, стоит ли уступать в таком случае дорогу, приобретал ключевое значение для водительского кошелька.

Верховный суд страны, рассмотрев дело, отменил решение о наказании водителя Р. Как сказано в постановлении, водитель, движущийся по обочине, не имел преимущественного права движения. А у водителя другого автомобиля при повороте налево на прилегающую территорию вне перекрестка отсутствовала обязанность уступить дорогу движущемуся по обочине транспортному средству. Иными словами, того, кто ехал по обочине, вообще не должно было там быть. А раз так, то и уступать дорогу некому. Помеха вроде как призрачная, и если куда-то врежется, то сам же и будет виноват. Поэтому решение о наказании водителя Р. было отменено.

По информации пресс-службы ГУ МВД России по Иркутской области в летний период на наших дорогах, эта проблема приобретает наиболее острый характер. Пренебрежительное отношение к окружающим становится предметом широкого обсуждения в социальных медиа, а сами противоправные действия нередко способствуют возникновению ДТП или конфликтных ситуаций между автомобилистами. Чтобы предотвратить возникновение таких инцидентов, в часы пик в местах наиболее интенсивного транспортного потока дежурят экипажи ГИБДД. В первую очередь это касается автодороги в сторону Мельничной Пади, Байкальского тракта, объездной Ново-Ленина, а также въезда в Иркутск со стороны Шелеховского района.

В отношении граждан, игнорирующих ограничения и запреты, предусмотрена административная ответственность согласно ст. 12.15 КоАП Российской Федерации - «Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны, либо занятие места в ней», которая влечет наказание в виде денежного штрафа в размере до 1,5 тысяч рублей.

Всего с начала лета полицейские привлекли к административной ответственности по ст. 12.15 КоАП России около 3 тысяч автолюбителей.