Сегодня в России отмечают праздник «День Семьи, Любви и Верности»

Сегодня в России отмечают праздник «День Семьи, Любви и Верности»

Семья является самым важным для большинства людей из всего необходимого человеку и почти обязательным атрибутом счастья. Независимо от наличия множества нулей на банковском счету, уймы различных увлечений и тысяч друзей, без самых близких и родных жизнь не кажется полноценной.

Название и смысл праздника хорошие, светлые, однако исторические или легендарные личности, которые подобраны для олицетворения этого праздника имеют неоднозначное значение.

Семья отождествляется с верностью и вечной любовью.  Дружная и крепкая семья – это повод для радости и улыбки, ведь она является незаменимой поддержкой и опорой для любого человека. Но в связи с современными искушениями, которых с каждым днем становится все больше, желание молодежи создавать семьи и браки резко уменьшилось. Именно для того чтобы усилить веру народа в прочные семейные узы был создан праздник - День семьи, любви и верности.

В 2008 году в России появился новый праздник - День семьи, любви и верности, приходящийся на 8 июля, когда Церковь отмечает память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских.

Традиция светского празднования дня Петра и Февронии была предложена муромцами в 90-х гг: день города решили объединить с днем семейных ценностей.

Праздником всероссийского масштаба День семьи, любви и верности стал в 2008 году во многом благодаря инициативам супруги Президента Российской Федерации на тот момент времени Светлане Медведевой. С этого времени праздник получил одобрение Межрелигиозного совета России, поддержку в российских регионах, обрел свои символы (ромашка) и награды (Медаль за любовь и верность).

Историю праздника семьи, любви и верности связывают с легендой о святых Петре и Февронии. Эта супружеская чета жила в Муроме в 12 веке, причем с 1203 года Петр был здесь князем. Легенда красивая, но это, скорее всего, все-таки легенда.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» стала наиболее известным сочинением Ермолая-Еразма. Написана она в XVI веке. В основе сюжета «Повести» лежит рассказ о любви князя и крестьянки.

Как пишет в журнале «Сноб» Александр Невзоров:

«В качестве символа любви и верности выбрана очень своеобразная парочка: она - бедная деревенская девушка, знахарка, он - князь. Он заболевает тяжелой формой дерматологического заболевания, узнает об этой целительнице и едет лечиться к ней. Она, увидев, с кем имеет дело, и, понимая тяжесть болезни, ставит условие: если она его вылечивает, он на ней женится. Он лицемерно соглашается, разумеется, не собираясь жениться на какой-то зачуханной крестьянке. Она, понимая, что князь, скорее всего, лжет, лечит его, но оставляет пару струпьев, что называется, на развод. Петр, разумеется, не выполняет обещания и уезжает, но, не доезжая до Мурома, покрывается струпьями вновь. Он вынужден вернуться, и она ставит вопрос еще жестче и, таким образом, выходит замуж путем шантажа.

Дальше эта парочка какое-то время живет в браке, оставаясь бездетной, и отношения между ними заканчиваются разводом. Почему? Потому, что со временем они приходят к мысли о том, что неплохо было бы принять монашество, а чтобы принять монашество, необходимо прервать все земные связи и отношения. Они стригутся в монахи после развода, затем князь начинает умирать и зачем-то посылает к своей бывшей супруге-монахине гонцов с требованием умереть в тот же день, когда умрет он. За каким чертом ему это понадобилось, житие не уточняет. Не знаю, добровольно или нет, но Феврония соглашается, и они таки умирают в один день.

Дальше история принимает характер фильма ужасов. Как вы понимаете, в Средневековье асфальта на дорогах не было, поэтому глухой ночью двое покойников умудряются проползти по грязи городских улиц огромное расстояние, сползтись и повалиться в один гроб.

Итого: парочка, заключившая брак через шантаж, бездетная, разведенная, в состоянии трупного разложения является в России символом семьи, любви и верности. Согласитесь, это чрезвычайно пикантно. Проверить эту информацию можно, например, в книге под редакцией академика Александра Михайловича Панченко, вышедшей в издательстве «Наука»: в ней есть все списки летописей и житий. Хотя, в общем-то, во всех списках житий Петра и Февронии рассказанная мною канва выглядит примерно одинаково. Я, будучи прилично подкованным в догматике, агиографии, патристике и литургике, был поражен, что именно эта парочка была избрана в качестве символа любви и верности. Подозреваю, что это феноменальная безграмотность чиновничества, которое ткнуло куда-то пальцем и избрало случайных персонажей».

Появились исследования, в которых дается совершенно иная трактовка «Повести о Петре и Февронии», в частности, работа М.Б. Плюхановой «Сюжеты и символы Московского царства» (М., 1995). Дело в том, что Петр и Феврония, канонизированные церковью в 1547 году, как «новые чудотворцы», — это персонажи легенд муромского края. Современные исследования показывают, что им не находится никаких реальных исторических прототипов. Тем не менее, к XVI столетию, видимо, уже существовал довольно популярный корпус устных преданий о Петре и Февронии, послуживший основой для установления их церковного почитания. Впрочем, ни одной устной легенды до нашего времени не дошло.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» вызвала неоднозначную реакцию у современников. Так, митрополит Макарий не стал включать ее в Великие Минеи Четьи. Кстати, и другое житийное сочинение Ермолая-Еразма - «Повесть о епископе Василии» - было подвергнуто значительной переработке, прежде чем его использовали в другом житии, написанном другим же автором. В то же время, сам сюжет о Петре и Февронии стал очень популярным в Древней Руси, и получил свое развитие, как в литературе, так и в иконописи.

Такими неоднозначными являются символы этого праздника: Петр и Феврония.