23.01.2014, 6:20

Ценовой сговор авиакомпаний признан недоказанным

Арбитражный суд Иркутской области признал сговор четырёх авиакомпаний, выполняющих рейсы по маршруту Иркутск-Москва, недоказанным, а решение УФАС региона, обнаружившего сговор, незаконным.

Ценовой сговор авиакомпаний признан недоказанным

Арбитражный суд Иркутской области признал сговор четырёх авиакомпаний, выполняющих рейсы по маршруту Иркутск-Москва, недоказанным, а решение УФАС региона, обнаружившего сговор, незаконным. Таким образом, рассмотрение дела, длившееся с сентября прошлого года, завершено. Представители УФАС обещают обжаловать решение в вышестоящей инстанции.

В производстве Арбитражного суда Иркутской области находилось дело по заявлению четырех крупных авиаперевозчиков к управлению федеральной антимонопольной  службы по Иркутской области о признании недействительными решения и предписаний. 22 января дело было завершено, требования авиакомпаний удовлетворены. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 16 августа 2013 года № 623 и предписания от 16 августа 2013 года № 170, №178, № 179, №180 признаны недействительными.

Суд обязал Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов четырех авиакомпаний: «ЮТэйр», «Сибирь», "Аэрофлота" и "Уральских авиалиний". Газета "Восточно-Сибирская правда" сообщает, что кроме этого, в пользу каждой авиакомпании суд постановил взыскать по две тысячи рублей на оплату госпошлины.

Представители ФАС утверждали, что признаки соглашения налицо, используя следующие доводы:

  1. Модель поведения перевозчиков в Иркутске отличалась от их же модели поведения в других аэропортах. Тарифы в Чите, Красноярске и Улан-Удэ с января 2012 по январь 2013 менялись, а в Иркутске - нет.
  2. Динамика изменения себестоимости не отражалась на динамике роста тарифов.
  3. Цены на тарифы разных компаний держались на одном уровне, несмотря на то, что рейсы выполнялись на разных типах судов, из разных аэропортов и с разной регулярностью.
  4. Прирост пассажиропотока по направлению Иркутск-Москва был меньше, чем  в целом по России за тот же период.

С точки зрения перевозчиков, всё это никак не доказывает наличие соглашения, уточняет "Восточно-Сибирская правда". По мнению представителя авиакомпании «Сибирь», из решения УФАС неясно, какую выгоду могли бы получить перевозчики в связи с предполагаемым соглашением.  Представитель «Ютэйр» подтвердил сказанное, заявив о том, что авиакомпания имеет отрицательную рентабельность на направлении «Иркутск-Москва»  и вообще уже прекратила полёты  в столицу Восточной Сибири, по крайней мере, до начала летней навигации. Представитель «Аэрофлота», сослался на то, что  рассмотренные тарифы разных компаний отличаются порой в два раза.

О возможном ценовом сговоре между авиаперевозчиками упоминал и губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко. Руководитель ФАС России Игорь Артемьев, который находился в Иркутске заявлял, что специалисты проанализируют стоимость авиаперелетов из Иркутска по ряду параметров (характеристики самолетов, степень изношенности, расстояние) со стоимостью перелетов в других странах. Итоги анализа предъявят четырем авиакомпаниям: "Аэрофлоту", "Ютэйр", "Сибирь" и "Уральским авиалиниям", которые УФАС Иркутска обвинило в завышении цен на билеты.