В 2014 году в Иркутске откроется музей пожарной охраны

В 2014 году в Иркутске откроется музей пожарной охраны

В следующем году пожарная охрана Иркутской области отпразднует двухвековой юбилей. Ровно 200 лет назад, 10 июня 1814 года, тогдашний губернатор Николай Иванович Трескин распорядился основать в городе первую официальную пожарную охрану. До этого момента тушение пожаров возлагалось на казачьи полки, армейские формирования и простых жителей. Практика показала, что такое распределение крайне неэффективно – каждый, как герои басни И. А. Крылова «Лебедь рак и щука», тянул одеяло на себя. Создание органа, который бы единолично отвечал за пожарную безопасность города, стало необходимостью. Исходя из этих соображений, губернатор и повелел организовать пожарную охрану. Кстати, третью в Российской империи после московской и петербуржской.

В день юбилея двери для посетителей распахнёт Музей пожарной охраны г. Иркутска и Иркутской области, расположенный в здании каланчи на Тимирязева, 33, сообщает пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области. В настоящее время там полным ходом идут работы по оформлению экспозиций и поиску экспонатов, но уже сейчас сотрудникам музея есть что рассказать. Историю самых интересных из них, проведя нас по залам музея, поведал Алексей Викторович Череухо, главный методист Центра противопожарной пропаганды и общественных связей Федеральной противопожарной службы ФГКУ «2 ОФПС по Иркутской области» ГУ МЧС России по Иркутской области.

- Перед вами ГАЗ АА, - начал наш собеседник, подойдя к одному из пожарных автомобилей. – Можно сказать, что это первая серийная пожарная машина. Его производили в 31-33 годах прошлого века, пока подразделения не перешли на более современный и мощный ЗИС-11. По сути, это пожарный автонасос: бака объёмом 150 литров хватало лишь для оказания первой помощи, что давало пожарным определённое время на поиск источника воды (гидрант или любой водоём). Боевой расчёт ГАЗа АА состоял из шести человек, два из которых – начальник караула и водитель – располагались в кабине, а ещё четверо – на специальных сиденьях по обеим сторонам кузова.

1

Второй автомобиль нашего музея – ЗИС-5В – производился уже после войны, с 1949 года по 1953 год, в городе Миассе (ныне там выпускают технику «Урал»). Объём его цистерны составлял полтора кубометра, также в нём имелась ёмкость с пенообразователем. Эта машина применялась при тушении пожаров очень долгое время – вплоть до середины 80-х годов, поэтому с годами его оснащение претерпевало изменения. К примеру, если первые ЗИС-5В, так же как и предшественники, комплектовались рукавами изо льна, то в 70-х годах на смену льняным пришли более надёжные – прорезиненные. Воссоздавая этот экземпляр, мы постарались сделать нечто общее. Кстати, он был найден на территории нашей области и до мельчайших деталей восстановлен сотрудниками производственно-технического центра.

2

- Одним из интереснейших экспонатов музея является конно-бочечный ход, - продолжил собеседник, подойдя к телеге с деревянной бочкой. – Создан он совсем недавно, но это нисколько не снижает его исторической ценности: в процессе реконструкции были учтены все сохранившиеся чертежи времён его использования и пожелания специалистов. Бочки этой дореволюционной техники имели объём от 150 до 400 литров. При прибытии на место пожара команда, сняв ручной насос с телеги, опускала так называемый «всасывающий рукав» в водоисточник, либо (при отсутствии таковых) в бочку – и вручную качала воду. Также в телеге всегда имелся ковш с длинной ручкой, что позволяло по возможности быстро набрать бочку из водоёма. Был в комплекте конно-бочечного хода и колокол – своеобразный аналог современной сирены. В летнее время в телегу обычно впрягали одну лошадь, а зимой и в периоды распутицы – по две и даже три, в зависимости от состояния дорог.

3

Вся наша техника находится в отличном состоянии и регулярно принимает участие в городских празднованиях, - добавил Алексей.
- Также, - продолжил он, - в музее будет представлена экипировка и снаряжение пожарных. По экспонатам можно будет проследить эволюцию пожарных касок, топоров, насосов, рукавов и кранов, начиная с царских времён и заканчивая новейшими. Экспонаты попадают в музей из разных мест: что-то приносят ветераны пожарной охраны, чем-то делятся подразделения. Неоценимую поддержку оказывает руководство Главного управления МЧС России по Иркутской области, по чьей инициативе музей и был создан.

4 5

К слову, и сама каланча – большой экспонат – улыбнулся собеседник, - ведь это здание является памятником истории и культуры федерального значения. До революции здесь располагалась Третья полицейская пожарная часть, в советскую эпоху реорганизованная в Самостоятельную военизированную пожарную часть №2. Долгое время – с 1988 года – каланча не эксплуатировалась, от чего пришла в ветхое состояние. И большая удача, что нашлись люди, вернувшие ей былой вид.

Текст: Валерий Панов. Фото автора


другие новости дня