28.10.2010, 15:17

Швейцарцы хотят построить в Иркутске аэропорт за 6 млрд долларов. Минтранс «не замечает» инвестора

Швейцарский консорциум Gruppo ASG готов вложить в строительство иркутского аэропорта 6 млрд долларов собственных средств. Минтранс продолжает уверять, что инвестора для проекта за четыре года так и не нашлось

Швейцарский консорциум Gruppo ASG готов вложить в строительство нового иркутского аэропорта 6 млрд долларов собственных средств. С просьбой ускорить рассмотрение своего предложения о строительстве представители компании написали письмо президенту Дмитрию Медведеву.

Построить новый безопасный аэропорт поручил Владимир Путин 4 года назад, когда самолет авиакомпании «Сибирь» выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, врезался в частные гаражи и загорелся. В результате катастрофы погибли 124 человека.

- Нельзя экономить на безопасности наших граждан, да и развивать инфраструктуру тоже нужно, — отметил Владимир Путин, будучи еще в должности президент России.

За четыре года поручение так и не было выполнено. В Минтрансе заявляют, что за это время инвестора так и не нашлось.

- Площадка для строительства выбрана, — сообщил на недавно прошедшем Байкальском экономическом форуме в присутствии Сергея Нарышкина, руководителя администрации президента России, глава Минтранса Игорь Левитин. — К сожалению, на сегодня пока нет инвестора, который готов построить за счет внебюджетных средств новый терминал аэропорта. Средства из федерального бюджета на эти цели зарезервированы. Мы предлагаем крупным компаниям построить этот объект вместе с нами.

Для строительства на месте, предложенном Минтрансом, инвестора найти невозможно, соглашаются эксперты. Площадку, выбранную Министерством,  уже трижды браковала Главгосэкспертиза.

Причины — сложный рельеф (он позволяет построить стоянку лишь на 30 мест, то есть меньше, чем в существующем аэропорту), частые в этих местах туманы и необходимость в огромных инвестициях.

- В Поздняково есть военные объекты, которые Минобороны согласно переместить только за счёт сметы строительства аэропорта.  При том, что некоторые объекты стоят дороже аэропорта. Какой инвестор будет глупцом, чтобы всё это оплачивать? – недоумевает представитель Gruppo ASG Андрей Скулин.

Швейцарцы предлагают для строительства аэропорта другое место — вблизи Усть-Ордынского. Оно уже прошло все технические согласования. Там нет таких туманов и придётся переместить всего 1,8 млн кубометров грунта, а не 23 млн кубов, как в Поздняково (это примерно в три раза больше объема плотины Иркутской ГЭС). Об этом сообщает «Газета.ру».

Инвестор, известный реализацией проекта строительства аэропорта в Бангкоке (с пропускной способностью 45 млн пассажиров в год), терминалов и других объектов в аэропортах Торонто, Нью-Йорка, Мюнхена, Кёльна, Буэнос-Айреса, Каира, готов построить объект в Иркутске полностью за свой счет.

- Мы готовы инвестировать $4—6 млрд на условиях концессии, — говорит Скулин. – Срок окупаемости рассчитан примерно на 10 лет, затем консорциум, окупив инвестиции и заработав оговоренную заранее норму прибыли, уйдёт из аэропорта.

Швейцарцы уверены в выгодности проекта, особенно если ориентировать его на полеты грузовых самолетов по кроссполярным маршрутам.

- Сейчас зарубежные грузовики летают по-старинке — по кругу, огибая Россию по традиционным маршрутам, — говорит Скулин. — Напрямую лететь невыгодно — приходится брать вместо груза лишний керосин. Если построить новый мощный аэропорт, под Иркутском можно будет сажать 14—15 только большегрузных грузовых воздушных судов в час, плюс мелкие грузовики и пассажирские лайнеры.

Но частный швейцарский проект Минтрансу оказался не интересен. По словам Скулина, в июле на имя министра было направлено письмо, которое обсуждалось в Минтрансе «с кратковременным участием самого министра транспорта Игоря Левитина».

- Именно после этого обсуждения состоялся Байкальский форум, на котором Левитин публично заявил, что нет инвестора для строительства аэропорта вблизи Иркутска, — сетует Скулин.

На днях швейцарцы написали письмо на имя президента Медведева, в котором гендиректор Gruppo ASG Агим Джинали просит «дать указание Минтрансу РФ и правительству Иркутской области безотлагательно приступить к подготовительным мероприятиям по реализации предложения».

В Минтрансе «Газете.Ru»  подтверждают, что знают о проекте швейцарцев, но заявляют, что «решение на эту тему принимает Росавиация, которая как раз и занимается развитием аэропортовой инфраструктуры». В самой же Росавиации о швейцарских инвесторах слышат впервые.

- Мы в курсе только проекта Поздняково, — говорит пресс-секретарь Росавиации Сергей Извольский.

Позиции Минтранса есть свое объяснение.

- В разработку проектной документации по проекту Минтранса в Поздняково из бюджета уже вложено 500 млн рублей, и деньги эти не были потрачены целевым образом, – говорит источник «Газеты.Ru», знакомый с проектом Поздняково.

Если ведомству удастся договориться с Главгосэкспертизой России, то из федерального бюджета на само строительство будет выделено ещё 15 млрд рублей. Остальные средства предполагается направить из внебюджетных источников и средств региона.

- У нашего Минтранса действительно есть свои представления о развитии транспортной инфраструктуры, зачастую не совпадающие с мнением участников рынка и экспертов, — говорит руководитель консалтингового агентства Infomost Борис Рыбак. - Но в данном случае оценивать правильность позиции Минтранса сложно: концессионные проекты, как правило, очень длинные.

По его словам, судя по тому, что предлагают швейцарцы, проект довольно удачный. И иркутский аэропорт был бы безусловно востребован. Одним из главных препятствий развития кроссполярных и транссибирских перелетов в глазах зарубежных авиакомпаний и авиавластей было отсутствие резервных и перегрузочных аэропортов.

-Так что уговаривать садиться в Иркутске особо никого бы не пришлось, - добавляет Рыбка.

ГазетаИркутск.ру