Михаил Башаков: "Укрась этот вечер улыбкой"...

Пожалуй, именно эта строчка из песни питерского музыканта Михаила Башакова сполна передаёт атмосферу субботнего вечера в актовом зале Дворца детского и юношеского творчества. 24 апреля на сцене зала автор песни радовал иркутян программой своего нового альбома «Штрихи».

У многих до выступления знания о творчестве музыканта Башакова сводились к песне «Элис». Ну, кто не знает «Элис»? В действительности же песенный репертуар Михаила просто огромен. В нём найдутся песни для всех и обо всём. О любви, радости, музыке, жизни и даже о Чапаеве!

В Иркутск он прибыл по приглашению известного бардовского коллектива «Полнолуние», чтобы поздравить их с юбилеем. Музыканты дружат не первый год и, кстати, это уже третий концерт Михаила в нашем городе. Надеемся, что и не последний.

Поздравление в виде двухчасового концерта без сомнений пришлось по душе, как самим юбилярам, так и поклонникам Башакова. Примечательно, что всё выступление музыкант общался с залом и делился предысториями своих песен. Так же он сыграл дуэтом с иркутским саксофонистом Андреем Минченко.

Песней «Сигналы из глубины» Михаил заканчивает выступление и идёт в зал. Фото на память, автографы поклонникам и сразу же к представителям прессы, которые уже «вооружились» своими диктофонами. Не торопясь, отвечая на наши вопросы, музыкант рассказал...

О солнечных песнях

Об этом могу штампами говорить, которые на самом деле имеют смысл. Познавать мир и жизнь лучше через радостные ощущения. Что бы вы хотели в подарок? Наверное, какие-то радостные вещи? Так же и мне нравится, когда мне улыбаются (в этот момент мы все дружно улыбнулись), и совсем не нравится, когда наоборот. Поэтому я настроен на позитив. Я прошёл через многое,  играл тяжёлый рок, у меня была юность тяжёлая. А потом просто почувствовал, что могу делать такие песни, и когда попробовал, то настолько органичной была для меня музыка, мне так было легко. И, главное, не только мне, я видел, как люди радуются. Вот и всё. Это необъяснимая вещь, мне достаточно, чтобы люди радовались.

О закрытых глазах

Я их не всегда закрываю во время исполнения. Вы когда-нибудь выступали на сцене? Софиты включают, и ничего не видно. Хотя, наверное, можно ещё по-другому ответить: вы поёте с закрытыми глазами? Да, потому что я эту энергию достаю изнутри (смеётся), я рождаю её в себе, всё, что я вам пою - это изнутри.

Об образах

Знаете, это очень интересно. Многие находят во мне сходство с Че Геварой. Однако он держал в руках автомат, а я - гитару. Я даже в школе отказался от стрельбищ. Когда не поехал туда, военрук сказал: «Да ты что?».  Он вообще не понял, почему я отказываюсь. Я отлично разбирал автомат, быстро очень и вообще был среди лучших учеников, а тут как будто свихнулся, стал отращивать волосы,  уже был пацифистом тогда. И вот в связи с этим я составляю некую и похожесть, и альтернативу образу. Чтобы было настоящее противоречие, понимаете? Я очень люблю противоречия, вся жизнь наша состоит из противоречий.

Об учёбе

Первый аккорд я, наверное, взял в школе, в классе пятом. Совершенно не умел играть на гитаре тогда, и вообще ничего не умел, просто попробовал и понял, как это круто. С тех пор я только этим и занимаюсь. Только усовершенствовал немного. Я учился полтора года в джазовом училище на гитаре. А вообще хотел быть барабанщиком, даже пошёл поступать играть на барабаны. Чувство ритма – это вообще самое важное для каждого музыканта, поэта, художника. Ритм везде присутствует.

А с первого по третий класс я учился играть на фортепиано, даже по нотам играл, потом забыл всё. Второй раз стал играть по нотам уже на гитаре. Вот до сих пор развиваюсь. Не знаю, хорошо это или плохо, что я бросил фортепиано, но с другой стороны, я ушёл во двор гулять. Перестал быть мальчиком, играющим на фортепиано, и стал играть в футбол, хулиганить и вообще познавать жизнь такой, какая она есть. Потом понял, что всё уже познал и обратно вернулся - тогда я уже стал сочинять песни, и мне было необходимо учиться.

Когда я пришёл поступать на барабаны, там стояла такая огромная очередь – было только одно эстрадное училище в то время…  Все хотели учиться эстрадному искусству, джазу, эстрадной гитаре, бас-гитаре, барабанам - нигде ведь этого не было,  были только классические школы. И в одной из очередей я увидел ребят из параллельного класса нашей школы, они на гитару поступали. Я к ним подошёл, мы разговорились, кто что слушает, какие песни, что любит и так, пока моя очередь не подошла. Я сказал, что на гитаре умею играть и поступил. У меня есть  мечта  купить барабаны, резиновые такие, которые не шумят, поставить их дома и играть, чувство ритма продолжать развивать.

О работе на радио

Сейчас я занимаюсь только творчеством, хотя до сих пор работаю на радио. Пытался уволиться, но меня не отпустили. Я долгое время вообще туда не ходил, а мне платили зарплату, правда, всего восемьсот рублей, но платили. Я иногда делал фонограммы. А сейчас минимальную зарплату повысили до двух тысяч четырёхсот рублей, и  шеф мне сказал, что хоть что-то надо уже делать. Мы сошлись на том, что я стал делать авторскую записную программу «Культурок». Встречаюсь с интересными творческими людьми и беседую с ними об их творчестве и профессиональном становлении. Мне самому настолько понравилась передача, что я хочу выпустить аудиокнигу.

О наставнике

Моим учителем был Володя Духов, который сейчас живёт в Америке. Он художник, но сейчас не пишет картины. Я с ним давно не общаюсь, но внутренний диалог до сих пор сохраняется.

Об отпуске и работе

Отдыхаю я только в одном месте – дома, ну, или в деревне. Главное, чтобы не было никого, чтобы телефон был недоступен. Недавно меня с супругой пригласили на бардовский фестиваль на Чегете. Там я спускаюсь с гор на лыжах, а вечером играю концерт. Ребята барды, которые не занимаются музыкой профессионально, так отдыхают, им хорошо, они играют. А я так работаю. Надо сказать, что это любимая работа, но нужно отдыхать и от неё.

О музе

Хоть я однажды и стал на эту дорогу – зарабатывать на жизнь только творчеством, я не пишу специально. Хотя иногда надо заставлять себя, я думаю. Бывает, пишу и на заказ. Я же десять лет работал на радио «Балтика», писал там сценарии, приглашал актёров, записывал рекламные ролики, придумывал песни.

О кумирах

Я разную музыку слушаю. Мне очень нравится Джек Джонсон и Джейсон Мраз, это очень близкие мне исполнители. А из наших… Я всегда покупаю новые альбомы Бориса Гребенщикова и с удовольствием слушаю. Всех своих друзей слушаю – Кирилл Комаров, Костя Арбенин, группа «Ступени», Толик Багрицкий. Они все составляют круг таких творческих и близких людей, мы понимаем, что друг для друга не напрасны.

Об «Элис»

Вообще нельзя писать на чужие песни. Но когда я работал на радио, мне разрешили написать ролик для фирмы «Элис». Я написал: «Ковровые покрытия, настенные панели, в магазинах «Элис» есть всё, что вы хотели, и по такой цене, всё это только в магазинах «Элис». «Элис», кто не знает «Элис»?». Ролик крутили по радио, а я начал дальше сочинять про своих коллег – Вовка и Вадим там были. И так получилась просто шутка. Я совершенно не думал, что буду записывать это.

О «Полнолунии»

Я совсем недавно Олега Медведева для себя открыл. До этого знал некоторые его песни, но сейчас с новым интересом вдруг услышал.  Не знаю, как тут специально сказать. «Полнолуние» - это такое творческое объединение, в котором каждый выполняет свою функцию. И это очень хорошо.

О развитии и возрасте

Я кем только не работал. Даже учеником кузнеца, просто жизнь шла. Тут же как? Пока тебя не вынесет. Я жил, читал, развивался, мнения менял. Мне кажется, что вообще меняться нужно всё время. Вот только что бороду сбрил перед поездкой в Иркутск. Меняться очень нужно, чтобы идентифицировать себя с собой и не попадать в этот разрушающий резонанс, раз - и вдруг ты старик. Есть даже молодые люди, которые ходят как старики. Я чувствую, что у меня нет возраста, даже ощущаю это. Мне кажется, что я даже не постарею, а сразу умру, но в старости (смеётся).

P.S. «Не парься, будь счастлив!»

Юлия Крупенева, ГазетаИркутск.ру