В Иркутске составят «черный список» маршруток

Перевозчики обещают сделать городской общественный транспорт более безопасным. Но чтобы навести порядок в сфере пассажирских перевозок, необходимо принять соответствующие региональные программы и законы, решили участники круглого стола  «Повышение качества услуг перевозки пассажиров в общественном транспорте Иркутска», прошедшего на минувшей неделе.

В ходе обсуждения представители власти, руководители автотранспортных компаний и журналисты пытались найти решение извечного гоголевского вопроса, и, казалось бы, все просто: дураков доучить, а дороги отремонтировать, вот только почему-то идеи остаются только идеями, а принятые законы подозрительно слабо улучшают ситуацию.

Ездить в общественном транспорте Иркутска, преимущественно частном,  все так же не очень комфортно, а временами и вовсе невыносимо. Переполняющая салон весенняя грязь, пропахший табаком салон машины, да еще и грубо нарушающий правила дорожного движения водитель - это сегодня настоящая проблема, которая требует безотлагательного решения.

Но дело не только в комфорте -  на кон поставлены жизни пассажиров. То, что водители маршруток – самые лихие, понятно любому, кто хоть раз ездил по городским дорогам. Автобусы и маршрутки выезжают на встречную полосу, превышают скорость, проезжают на красный свет.

Начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГУ ГИБДД ГУВД по Иркутской области Алексей Тарбеев доложил об обстановке на дорогах, которая оставляет желать лучшего. За прошлый год с участием водителей маршруток произошло 1899 ДТП, среди которых 918 – по вине самого маршрутчика. В ходе этих ДТП пострадало 196 человек, 88 из них получили травмы из-за водителя маршрутки, 3 человека погибло. При этом ни одно предприятие, занимающееся городскими пассажирскими перевозками, в течение прошлого года не было лишено лицензии. Как уточнил руководитель Управления автодорожного надзора по Иркутской области Валерий Елизаров, условием приостановления или лишения лицензии автотранспортного предприятия является ДТП с особо тяжкими последствиями – не менее пяти пострадавших.

- Проблема эта есть во многих городах России, на сегодняшний день ее решение состоит в принятии соответствующего закона на федеральном уровне.  Пока у нас отсутствует единый документ, его принятие позволит нам наладить и обеспечить более качественное обслуживание населения и повысит безопасность на дорогах, - сказал Алексей Тарбеев.

После этого высказывания участники круглого стола стали спорить о том, какой это должен быть документ, чем можно усмирить предпринимателей, имеющих по 1-3 машины, но не имеющих при этом совести.  Они подделывают техосмотры, не проверяют состояние водителей перед их выездом на дороги города, в случае лишения лицензии, переоформляют маршруты на родственников и продолжают возить пассажиров.

Член Общественного совета при ГУВД по Иркутской области, Академик Российской Академии телевидения, Генеральный продюсер медиахолдинга «АС Байкал ТВ» Синтоцкий Роман Григорьевич  прервал спор:

- Мне кажется, что  круглый стол становится бессмысленным. Меня, как обычного гражданина и пассажира, интересует несколько другое. Нас не интересуют тонкости юридических хитросплетений, почему тот или иной федеральный  закон не принимается или почему принятые законы не работают, почему у нас в неположенных местах в центре Иркутска стоят автомобили, почему никого не штрафуют, ведь к лету город вообще встанет, почему мы бесконечно капаем те улицы, по которым надо ездить - почему все это у нас происходит? Давайте уже решать проблемы.

На это Депутат Городской Думы Иркутска Алексей Колмаков ответил:

- Мы занимаемся перевозками уже 10 лет, мы стояли у истоков. У нас была масса инициатив, которые мы предлагали. Но, во-первых,  в нашу транспортную ассоциацию  входят не все, а, во-вторых, есть частники, которым в принципе все безразлично. Есть какая-то вина руководителя предприятия, но ведь на маршрут выезжают взрослые самостоятельные люди, которые несут ответственность за свои деяния. Как показывает практика, водители, виновные в ДТП, которые по 4 раза в месяц превышают скорость, выезжают на встречную полосу, - это фактически одни и те же люди. Мы стареемся частично от них избавиться, но эти нарушители просто зачастую уходят работать к нашим конкурентам, в соседнее транспортное предприятие и продолжают подвергать опасности жизни людей.

Алексей Колмаков рассказал, что по закону таких водителей нельзя лишать прав. Но можно создать «черный список» маршрутчиков.

-Смысл заключается в том, чтобы злостных нарушителей правил дорожного движения не допускали к перевозке пассажиров, чтобы у них не было возможности устроиться на другое предприятие.  Если бы этим занялась и администрация города, то через полгода показатели аварийности резко бы снизились. Отсеять 20–30 человек, и остальные будут как шелковые. Большинство перевозчиков работают на этом рынке больше десяти лет, уверен, все они готовы идти на сотрудничество, - сказал он.

При этом «черные списки» нужно обнародовать, публиковать в СМИ, чтобы пассажиры знали: водитель данной маршрутки опасен, с ним лучше не ездить. Поступило даже предложение перекрашивать в определенные цвета маршрутки разных перевозчиков, чтобы пассажиры могли сориентироваться, с каким предприятием они в каждой своей поездке имеют дело. Ведь если у одного предприятия в год ДТП бывает в 10 раз больше, чем у другого, люди начнут задумываться: стоит ли доверять свою жизнь водителям этого предприятия.

В  завершении круглого стола заместитель  начальника отдела информации и общественных связей ГУВД по Иркутской области Герман  Струглин  подвел итоги:

- Необходимо чаще нам встречаться, разработать нормативный документ,  предавать эту проблему гласности, составить базу нарушений, более полную, чем она есть у ГИБДД, а к концу года еще раз встретиться и подвести итоги проделанной работы.

ГазетаИркутск.ру