10.11.2009, 2:14

Водителям предложили новые правила езды

В 2009 году государство ставило эксперимент над «автогражданкой», в очередной раз подняло штрафы за нарушение правил дорожного движения, повысило таможенные пошлины, ввело новый техрегламент, а теперь хочет увеличить транспортный налог. Как изменилась жизнь автовладельцев и чего им стоит опасаться, мы и попытались выяснить.

С 1 марта 2009 г. вступили в силу поправки к закону об ОСАГО. У автовладельцев появилась возможность оформить ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД. Речь идет о так называемом «европротоколе» (ЕП). Второе нововведение касается прямого возмещение убытков (ПВУ), дающее право потерпевшему в ДТП обращаться за выплатой по ОСАГО в свою страховую компанию.

Напомним, правом упрощенного оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно воспользоваться, если сумма ущерба, причиненного транспортному средству, не превышает 25 тыс. рублей. При условии, что в аварии участвовало два автомобиля, отсутствуют пострадавшие, а сами автомобилисты пришли к единому мнению относительно обстоятельств ДТП. До недавнего времени воспользоваться ЕП можно было лишь в случае, если у обоих участников ДТП имелись на руках полисы ОСАГО, купленные после 1 марта 2009 г., а с 1 ноября эти ограничения сняты.

Европротокол – для авантюристов

Пока же доля обращений по европротоколу к страховщикам крайне мала. К примеру, в петербургском филиале РЕСО-Гарантия это около 2% от общего числа обращений по ОСАГО. В страховой компании «РОСНО» рассказали, что доля убытков ОСАГО, оформленных без участия сотрудников ГИБДД, за последние 2 месяца стабилизировалась и составляет примерно 10% от общего количество обращений по ОСАГО, при этом более 80% пострадавших получают свою выплату. «У остальных из-за неправильного заполнения документов либо нежелания виновной стороны идти на контакт после ДТП, возникают трудности», - говорит Андрей Афонасьев, заместитель директора центра анализа, мониторинга, методологии и контроля ОАО СК «РОСНО».

Невысокий интерес к упрощенной схеме урегулирования ДТП вызван тем, что большая  часть автовладельцев не в состоянии грамотно оценить урон своему автомобилю либо считает, что размер ущерба превышает 25 тыс. руб. В таких случаях пострадавшие предпочитают «подстраховаться», как в плане размера ущерба, так и на случай полного отказа страховщика в выплате, и вызывают сотрудников ГИБДД.

Основная часть отказов потерпевшим в выплате связана как с не предоставлением на осмотр транспортного средства виновника, так и с несоответствием заявленных повреждений обстоятельствам ДТП. Известно, что некоторые страховые компании отказывают в выплате, используя и другие основания. «Например, извещение оформлено не в соответствии с требованиями и не представляется возможным определить лицо, ответственное за нанесение ущерба, - рассказывает Марина Симоненкова, руководитель сектора по работе с регионами центра выплат ОСАО «РЕСО-Гарантия» в Санкт-Петербурге. - А между тем извещения, оформленные с учетом всех требований и предоставляемые в страховые компании, - крайняя редкость». По ее словам, если нет сомнений ни по характеру повреждений, ни по обстоятельствам ДТП, то они могут быть устранены участниками ДТП непосредственно в страховых компаниях.

Заместитель директора по автострахованию петербургского филиала ОАО «Рострах» Сергей Мотовилов рекомендует водителям, которые хотят оформить ДТП по европротоколу, на всякий случай сфотографировать поврежденные машины и место ДТП, хотя бы на мобильный телефон, и далее предоставить эти фото в отдел урегулирования той компании, в которую они будут обращаться.

При оформлении европротокола потерпевшим лучше обращаться в страховую компанию виновника, а не по прямому возмещению убытков в свою, предупреждает Андрей Афонасьев. Дело в том, что сама процедура упрощенного оформления документов при прямом возмещении убытка еще не прописана на законодательном уровне. Из-за этого, например, обратившийся в свою СК пострадавший получает отказ в ПВУ, так как страховая компания виновника не имеет на руках извещения о ДТП от своего страхователя, которое по правилам страхователь-виновник должен направить ей в течение 15 дней.

Водители всегда должны помнить, что СК тщательно проверяет предоставленные документы, которые были сформированы без участия представителей уполномоченных государственных органов, тем самым пытается обезопасить себя от страховых мошенников. Сегодня основным направлением действий мошенников, по словам страховщиков, является заявление убытка сразу в несколько компаний. Однако малое количество обращений по европротоколу показывает и то, что для мошенничества этот вид в данный момент пока неинтересен. Отчасти потому, что требования по оформлению документов достаточно жесткие: утвержденные типовые схемы ДТП, предоставление к осмотру транспортных средств участников аварии и ограниченный лимит в 25 тыс. руб.

Кривое возмещение убытков

Система прямого урегулирования убытков за более чем 7 месяцев работы показала большую эффективность, говорят эксперты. Данная система быстро набирает свои обороты, поскольку для самих же клиентов - это, несомненно, облегчение формата урегулирования. Но неудовлетворенность суммой выплаты остается основным камнем преткновения, как и при традиционном обращении по ОСАГО. «Прямое урегулирование, на мой взгляд, будет только развиваться, - считает Марина Симоненкова. - Особого всплеска мошенничества здесь пока не наблюдается. Количество отказов растет пропорционально общему увеличению количества обращений по ОСАГО».

К основным проблемам прямого урегулирования участники рынка относят акцепт заявок и неготовность некоторых страховых компаний работать с большим потоком клиентов. В частности, данное нововведение обнаружило на страховом рынке такое явление, как «селекция убытков», которую часто используют мелкие и региональные компании. «Некоторые страховые компании недобросовестно относятся к обязанности принимать убытки по ОСАГО в рамках ПВУ, если выплата по ним ниже фиксированной ставки (используется для расчетов между страховщиками и своя для каждого федерального округа). Мелкие убытки они урегулируют по ПВУ, а по крупным – отказывают, направляя клиентов в страховые компании виновников ДТП», - сетует Андрей Афонасьев. В таких случаях получить компенсацию без проволочек, увы, не получается.

За неуважение к пешеходам штраф вырос в 10 раз

В мае вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Основным пунктом нововведений стало увеличение с 100 до 1000 рублей штрафа за отказ пропустить пешехода или велосипедиста на «зебре». Поскольку каждый шестой наезд происходит именно на пешеходном переходе, инициаторы закона сочли, что 10-кратное увеличение суммы штрафа должно заставить водителей притормаживать перед «зеброй».

Между тем, по данным Управления ГИБДД ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти, неудовлетворительная дисциплина участников дорожного движения остается на высоком уровне, несмотря на положительную тенденцию к снижению аварийности. Более 75% всех ДТП совершаются по вине водителей. Так, нарушения скоростного режима являются причиной практически трети всех ДТП по вине водителей, четверть аварий происходит из-за нарушений очередности проезда, каждое десятое происшествие - при нарушении проезда пешеходного перехода.

Налог на лошадиные силы неприятно удивит

В 2010 году российские регионы получат право повысить транспортный налог. Предполагается, что в Санкт-Петербурге для автомобилей мощностью более 250 л.с. налог увеличится втрое (до 450 руб. за 1 л.с.), для остальных категорий машин  «вырастет незначительно». Эксперты говорят, что в случае принятия законопроекта, прежде всего, пострадают владельцы мощных подержанных автомобилей. «Вряд ли владелец, к примеру, Mercedes-Benz S500 2004 года выпуска, мощностью 306 л.с. и стоимостью чуть менее миллиона рублей, согласен будет ежегодно платить порядка 140 000 рублей. В результате рынок подержанных автомобилей будет переполнен такого рода техникой, правда, не совсем понятно кому ее продавать», - комментирует Юрий Клюев, ведущий специалист компании AutoStalker.

Продажи новых автомобилей мощностью свыше 250 л.с. также сокращаются. «Таких моделей, поставляемых на российский рынок, немало. Думаю, что дилерам придется и вовсе отказаться от их продажи, вряд ли автопроизводители будут разоряться на адаптацию своих автомобилей под российские законы, ведь придется заново проходить сертификацию, а это в условиях мирового финансового кризиса достаточно накладно», - прогнозирует Юрий Клюев. По его мнению, повышение транспортного налога в меньшей степени коснется продаж автомобилей премиум-сегмента или спорткаров, ведь эти машины достаточно быстро меняют своих владельцев, финансовые возможности которых позволяют ради удовольствия и престижа потратить определенную сумму на содержание своих любимцев. Если рассматривать западный опыт, то там эти пошлины включены в стоимость топлива. Логика железная - ездишь много, значит, дорогами пользуешься активно, поэтому плати за их содержание, ездишь мало - значительно экономишь.

Тем временем, российские автовладельцы ищут способы либо уменьшить транспортный налог, либо не платить совсем. Так, например, можно уменьшить мощность двигателя (дефорсирование) с внесением изменений в ПТС. Здесь требуется, чтобы у автомобиля был серийный аналог с двигателем наименьшей мощности  и аналогичными показателями экологичности. Другой способ – переход на «транзитные» номера. В этом случае автомобиль не является объектом налогообложения. Минус такого способа – в необходимости перерегистрации.

Дважды бесправные?

Пока автомобилисты страны протестуют против введения нового техрегламента, повышения транспортного налога, удорожания бензина и заградительных пошлин на ввоз иномарок, чиновники разных ведомств предлагают новые меры по снижению аварийности и тяжести последствий ДТП. Например, Минздравсоцразвития РФ предлагает обязать водителей обучиться оказанию первой медицинской помощи. Эксперты, в свою очередь, считают, что в данном случае эффективнее стимулировать тех автомобилистов, которые добровольно изучают, а главное, реально помогают на дорогах другим людям, попавшим в ДТП. «Да и не всегда известно, что лучше - отсутствие помощи или не квалифицированная помощь. Я бы лично просто испугался оказывать помощь человеку, который в тяжелом состоянии, если бы у меня был лишь «багаж знаний», полученных на экспресс-курсах», - комментирует руководитель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов.

Более серьезной угрозой видится инициатива Госавтоинспекции обязать водителей, лишенных прав, снова сдавать экзамены. «Если речь идет про короткие сроки лишения - в 4-6 месяцев, то мало вероятно, что водитель забывает все навыки управления за этот период. Если же речь идет про длительные сроки в 2-3 года, а такие у нас бывают за «нетрезвое состояние», то за это время навыки какие-то забываются. Но как автомобилисту их восстановить? Ведь не существует автошкол для «лишенцев». Так что, требовать пересдачи экзамена не совсем корректно», - считает правозащитник.

По материалам материала Дмитрия Бардачева, портал 110km.ru