Водительские права станут роскошью

С 1 июля 2009 года лицензирование автошкол в России ведется по новым правилам. Повышены требования к оснащению автошкол, квалификации преподавательского состава, а также изменена программа обучения будущих водителей. shosse_ru_45738_1

Согласно вступившим в силу с 1 июля 2009 года новым требованиям, автошколы должны быть оснащены компьютерами, проекторами, экранами, мониторами и телевизорами. Кроме того, им нужно располагать аппаратно-программными комплексами, которые позволяют выявить скорость реакции будущего водителя, устойчивость к монотонности, протестировать внимание перед началом курса обучения. Новые требования предъявляются и к квалификации преподавателей автошкол: все сотрудники обязаны иметь высшее или среднее профобразование и водительское удостоверение. Преподаватель предмета «Оказание медицинской помощи» должен быть квалифицированным медиком.

Среди прочего, автошколы должны иметь автоматизированные автодромы. Они нужны для подготовки водителей к сдаче экзаменов по новой системе, которая внедряется с 1 ноября 2011 г. Автодром оснастят разметками, светофорами, перекрестками и железнодорожным переездом. Каждый учебный автомобиль в обязательном порядке будет оборудован видеокамерами. Это, по мнению чиновников, исключит коррупцию во время сдачи экзаменов. Таким образом, автошколам дается 3 года на приведение своей материально технической базы в соответствие.

Некоторые нововведения в автошколах встретили в штыки. Потому что выполнить такие требования школам не по силам.

Эксперты, в целом, ставят под сомнение целесообразность обучения вождению только на территории автодрома. «В условиях мегаполиса особенно важно умение езды по городу. Фиксируется выполнение фигуры на площадке электронным способом или обычным – не имеет значения. Важно, чтобы обучающийся умел парковаться. Как результат, езда по реальным дорогам станет настоящей проблемой для молодых водителей. «В итоге, это даст нам не снижение уровня ДТП, а напротив, его увеличение», - считает Александр Ваймер.

От НОВОЙ ПРОГРАММЫ подготовки водителей участники рынка ожидают снижения аварийности на дорогах. «Новая программа по подготовке водителей отвечает современным требованиям, предъявляемым к будущим водителям. Новые предметы к изучению, такие, как психологическая подготовка водителя, а также средства обучения в виде мультимедийных комплексов, позволяют научить будущего водителя думать, прогнозировать дорожные ситуации и предотвращать появление критических», - говорит Артем Догаев, генеральный директор ООО «Светофор».

Повышения качества подготовки водителей нельзя добиться только за счет увеличения сроков обучения, убежден Денис Шубин. «У нас сейчас идут получать права, а не обучаться вождению, - говорит он. - На мой взгляд, повышение безопасности дорожного движения зависит от последующего поведения самих водителей на дороге. Поэтому единственный вариант - введение временных прав для молодых водителей на срок до 2 лет». Эксперт считает неправильным, что сегодня одинаковыми правами обладают и человек, получивший водительское удостоверение два дня назад, и водитель с 20-летним стажем. Когда молодой водитель будет иметь над головой дамоклов меч в виде страха отправки на переподготовку за любое правонарушение, он будет аккуратнее вести себя на дороге.

Например, в Европе начинающие водители получают временные права. Если за 2 года вождения водитель не попадал в ДТП, его права автоматически становятся постоянными. В противном случае горе-водителя отправляют на переподготовку, которая обойдется ему в круглую сумму (только обучение в среднем стоит 350 тыс. руб. на наши деньги). Такой экономический стимул, а также страх вообще лишиться прав, способствуют безопасности дорожного движения, констатируют специалисты.

Александр Ваймер прогнозирует дальнейшее сокращение числа автошкол, не готовых соответствовать новым требованиям. В результате, стоимость курсов может резко вырасти.
Чем выше будет стоимость обучения, тем лучше будет ситуация на дорогах, считает Денис Шубин. «Люди будут осознанно учиться, а не ради получения прав. Чем выше будет стоимость, тем больше требований обучающиеся будут предъявлять к автошколам», - уверен эксперт.